Сегодня ровно год, как я веду строгий учет финансов. Эта попытка была третьей, до этого меня хватало максимум на месяц, но в этот раз я нашел для себя оптимальную схему учета, которая не требует много времени и покрывает все мои потребности.
Перепробовав множество различных программ и сервисов для домашнего финансового учета, я пришел к однозначному выводу - удобней старого, доброго Excel еще ничего не придумано. Главное преимущество Excel в расширяемости функционала - за несколько минут и парочку формул можно получить данные в любом разрезе и способе отображения. Если мне в голову ударит блажь, и я захочу получить график зависимости погоды и расходов на еду в заведениях, то в Excel это займет считанные минуты. А вот другие программы для учета вряд ли справятся с такой "хотелкой".
Excel очень удобен для анализирования накопленных данных, но вот для их сбора лучше использовать какой-нибудь веб-сервис с мобильным приложением. Я остановился на zenmoney.ru. Приятный интерфейс, удобный мобильный клиент, да и отчеты сервис строит довольно наглядные. С помощью этого сервиса я фиксирую всю информацию о движениях финансов - дата транзакции, приход/расход, глобальная категория, категория(еда домой, еда вне дома, одежда, ЖКХ и т.д) и, собственно, саму сумму. Также сервис позволяет учитывать долги и вклады.
Как я уже говорил, zenmoney.ru у меня играет роль агрегатора данных. Далее, раз в месяц, я экспортирую все данные из сервиса в CSV-файл. Формат, в котором сервис представляет накопленные данные, меня не совсем устраивает, поэтому я обрабатываю полученный CSV-файл собственным php-скриптом, который реорганизует данные в формат: дата транзакции, приход/расход, глобальная категория, категория, сумма. Полученный на выходе данные копируются в специальную вкладку в Excel.
А уже в Excel с данными в таком формате работать одно удовольствие. Используя формулы на других вкладках у меня автоматически обновляются данные со статистикой - траты по каждой категории в месяц, медианные значения за весь период, отклонения, динамика вкладов, расходов, доходов, графики показывающие изменение по времени и прочее, прочее, прочее.
Прелесть подобной схемы в том, что вся статистика пересчитывается автоматически. Раз в месяц я экспортирую все данные из zenmoney, вставляю их на соответствующую вкладку в Excel, а все остальное происходит автоматически. Итого сам учет занимает примерно 1-2 минут в день на вбив данных о движениях финансов и порядка 20 минут раз в месяц, чтобы оценить финансовые итоги месяца.
А теперь о главном: зачем все это? Я изначально понимал, что полученная информация не поможет мне экономить. Я и так отлично представляю общую картинку "на что уходят деньги" и не готов на этом экономить. Так зачем тогда все это? Во-первых, для четкого представления стоимости жизни и планиварония. Теперь я могу четко ответить на то, сколько мы обычно тратим в месяц и на что именно, а эти данные облегчают финансовое планирование. Во-вторых, признаю честно, я люблю цифры, графики, статистику. Поэтому, я с удовольствие добавляю новые отчеты, отображающие корреляции расходов на еду и курса доллара:) В-третьих, с таким подходом все данные по финансам хранятся централизованно, имеются инструменты для учета должников, вкладов, займов, доходностей. Записал все данные и освободил свою голову от ненужной информации:)
С нетерпением жду, как пройдет лет 5-10 и я смогу строить графики с динамикой по годам, очень любопытно будет посмотреть:)
|
|
|
|
|
Данный блог ведется крайне нерегулярно и является зеркалом уютной жежешечки miha-vxc.